» » » Технологии проведения распилочных тендеров

Технологии проведения распилочных тендеров

Как известно, бюджеты на государственные IT-проекты выделяются немалые. Взять тот же «школьный портал» за почти 15 миллионов. Результат и уровень работы при этом тоже известен. Взять тот же «школьный портал».

Технологии проведения распилочных тендеров
И ведь все это проводится через «тендеры». Созываются тендерные комиссии, пишутся какие-то «требования», составляются «протоколы» по итогам «голосования».

Участие в таком тендере будет стоить вам потраченного времени, нервов, сил, а то и разных других неприятностей (бабло-то немалое).

Сегодня я расскажу о том, как распознать тендер, в котором не стоит участвовать и о «технологиях» используемых пильщиками бюджетов.

Технология первая: откат-контора, или большая пилорама

Существуют компании, давно и прочно специализирующиеся на «выигрывании» тендеров и освоении бюджетов. Бизнес-процесс в откат-конторе прост: знаем нужных людей, договариваемся о «выигрывании» тендера, им — откат, нам — прибыль, а сайт закажем у самых-самых дешевых «разработчиков».

Почему при таких гигантских бюджетах, которые выделяются на государственные сайты, качество их столь печально? Почему не позволить себе нормального разработчика? Во-первых, откат чиновнику в таких сделках может занимать и 30, и 50, и 70 процентов бюджета (чем южнее — тем больше). Во вторых, жадность хозяев откат-конторы.

Теперь понимаете, почему на одном очень известном портале, у которого еще «RAID сгорел», куски сайта грузились с сервера «Ассоциации молодых программистов Бульбулистана»? ;-)

Основной капитал таких контор — это связи с чиновниками. Генеральные директора постоянно тусуются с «нужными людьми», а относительно высокие покровители (некоторые даже могут выдать государственную награду) позволяют им чувствовать себя уверенно.

Технология вторая: карманная фирмочка, или пила двуручная

Не каждый чиновник обладает связями с крупной откат-конторой. И крупные откат-конторы с серьезными покровителями не каждый бюджет согласятся освоить.
Поэтому многие делают так: заводят свою карманную фирмочку (как вариант, через юрлицо знакомых или родственников), да и сливают заказы туда. Причем заказы самые разные — от изготовления сайта до поставки канцтоваров.

Дальше все, как и в первом варианте: разработчики подешевле — в карман побольше.

А как же результат, спросите вы?

Да, конечно, есть техническое задание, есть какие-то критерии качества. Но это не мешает пилить бабло и не бояться.

Во первых, в случае с крупной откат-конторой есть достаточно высокие покровители (помните, некоторые могут даже государственную награду повесить). Всегда отмажут. Если в цивилизованной стране отмазка про «сгоревший RAID» не прокатила бы«, то у нас — даже дела не возбудили.

Во-вторых, кто может проверить уровень качества продукта и соответствие его ТЗ? Тот, кто работу принимает. А работу принимает кто? Правильно, выгодополучатель и инициатор распила.

И поэтому если в тендере есть условия о «поддержке сайта» или там «изготовлении и размещении видеоролика в поддержку» — этой «поддержки» и прочих «работ» не будет (это просто невыгодно, делается только для отсеивания конкурентов), а за их отсутствие — никто не спросит.

Покровительство «больших человеков» и отсутствие механизмов независимого контроля за результатами тендеров делает эти разнокалиберные распилочные агрегаты весьма труднопотопляемыми.

Неужели нормальные разработчики не могут победить?

Могут, но только в честном тендере. Если тендер заведомо «распилочный», есть многоэтапная схема отсеивания ненужных конкурентов.

Эшелонированная оборона от ненужных конкурентов

Во-первых, большинство студий можно отсеять по какому-нибудь формальному критерию. Скажем, если распилочная контора «работает на рынке» 5 лет, а оборот (неудивительно, на распиле госбюджетов оборот будет ого-го), например, 20 миллионов тугриков, то в требованиях так и будет заявлено.

Еще один критерий, который любят использовать, это «опыт работы с органами власти». Само собой, что у распилочных контор, которые только на этом и специализируются, такой «опыт» наличествует.

Пару раз попадались мне «технические задания», в которых требовалось обеспечить работу сайта на некоей «системе», а эта «система» была ничем иным, как собственной закрытой разработкой конторы, под которую тендер и «заточили».

Еще одна фишка — это заведомо невыгодные условия. Вам предложат «поддерживать сайт» год, наполнять его контентом и т.п. Если делать по совести и качественно - нанимать фотографов, писателей, журналистов, корректоров, контент-менеджера, то такая «поддержка» сожрет всю маржу. Но помните, кто проверяет результат? Инициатор распила. Контора, которая «победит» в таком тендере, никакой «поддержкой сайта» заниматься не будет. Посадят бесплатного студента-практиканта для вида, и все. Само собой, что откатчики сами себе претензий по качеству таких «услуг» не предъявят.

Другая любимая фишка — это «заворачивать» основной бюджет на разработку сайта в обертку из других «требований». Скажем, занимаетесь вы созданием сайтов. Специализируетесь на этом. Зачем допускать вас к участию в тендере? К лоту прибавляют то, на чем вы точно не специализируетесь (но к чему будет готова распилочная): например, снять видео, изготовить брошюры, выполнить «маркетинговое исследование», обеспечить редакторскую поддержку.

Даже если вы исхитритесь найти субподрядчиков и не потерять всю свою маржу (смотрим выше), вам откажут по формальным основаниям. Например, в ваших учредительных документах не прописаны эти виды деятельности.
Если вы пробьетесь сквозь эти барьеры, будьте готовы к «дружеским советам», а если не услышите их — то и к «внеплановым проверкам», и к прочим неприятностям.

Как распознать заранее проигранный тендер

Во-первых, крупные откат-конторы в каждой отрасли заранее известны. Они есть и во всероссийском масштабе, и в городском.

Если вы видите, что в тендере участвует такая пилорама, то, скорее всего, под нее тендер и делался. Участвовать в таком тендере, конечно, можно. Но, подготовив подробнейшее предложение и комплект сопроводительной документации на 300 страниц, прошитый и пропечатанный, вы рискуете обнаружить свое предложение отклоненным с формулировкой «демпинг».

Так было, когда в одной из предыдущих фирм, в которой я работал, мы попробовали участвовать в большом тендере. Наше предложение по цене оказалось на 15% дешевле. Чуть позже коллеги из другой компании, которые чуть было не ввязались в это безнадежное предприятие, рассказали, что им «по секрету посоветовали не участвовать».

Анализируем ТЗ

Если вы видите, что в техническом задании на разработку сайта присутствуют посторонние работы (вроде изготовления газеты, публикующей материалы сайта) или требование каких-то очень особенных технологий, принадлежащих какой-то определенной конторе, подумайте, стоит ли вкладываться временем, силами и нервами в такой тендер.

Поделиться

Другие публикации по теме:

Комментарии