» » » ИТ-образование в России

ИТ-образование в России

ИТ-образование в России 

С образованием в России в последнее время происходит много интересных вещей. К часто сменяющим друг друга программам нашего технического и высшего образования сегодня добавились постоянно меняющиеся правила преподавания, а также всяческие реорганизации в работе учебных заведений.

Мне довелось поработать в области образования, и за время работы я успел составить мнение относительно всего происходящего в этой сфере сегодня. Я озвучу в этой публикации свой взгляд на положение дел, но это только мое мнение, и я никому ничего не навязываю.

Как быстро стать крутым айтишником

Причисление себя к числу крутых айтишников сегодня происходит у большого количества школьников, когда они еще учатся в средней школе. Наличие ПК дома с самого детства и постоянная куча всяких гаджетов накладывает на все это свой отпечаток. Дети быстро осваивают интернет и стремительно врываются в число самых главных потребителей торрентов и пиратского контента. Установить Windows, взломать активацию, найти пиратский ключ, перепрошить телефон, взломать учетную запись одноклассника в ВКонтакте — все это сегодня могут многие из школьников. Подростки расценивают это как довольно сложные вещи и, ощущая себя едва ли не всемогущими, переполняются гордостью. Остальное время, свободное от взлома, большая часть из них тратит на игры. Родители это оценивают, как желание ребенка постигать Мир ИТ. Поэтому, увидев в справочнике для поступающих прием на специальности ИТ-тематики и информатики, сразу же направляют свое чадо туда учиться.

ИТ-образование в колледжах и техникумах

Тут есть одно главное правило: студент должен постоянно заниматься самообразованием, если он поступил на специальность, связанную с информационными технологиями. Иначе все 3-4 года обучения пройдут зря, и после завершения учебы с работой возникнут проблемы.

Существует две основные и самые популярные специализации для обучения:

  • Вычислительные системы и комплексы.

  • Программист.

Есть и другие, как например «защита данных», но это звучит глупо и вообще не подходит для уровня СПО и НПО.

Программы обучения по специализациям почти полностью одинаковы. Разница состоит лишь в том, где учиться и что напишут в дипломе.

Дальше я буду рассматривать только СПО и ВУЗы, потому что 3 года в НПО не считаю образованием.

ИТ-образование в университетах

Все так же, как и в СПО, — я описал выше, только на обучение принимают после окончания средней школы, и длится оно 5 лет.

Учебные программы и подход к обучению

Учебные программы — это набор документов, в которых правительство определило, как необходимо обучать студентов. Первый курс — школьная программа, второй — много физики и математики. На третьем и четвертом преподаются предметы по специальности. В университете еще есть и пятый курс, но на последнем году обучения учебы как таковой нет — дело идет к дипломной работе.

В СПО на втором курсе включается практика на базе учебного заведения, а в течение следующих двух курсов — практика на производстве. О практике скажу отдельно, вернемся к программам.

В ВУЗах — минимум практики на базе учебного заведения, но максимум сухой теории. Производственная практика — на четвертом и пятом курсах.

Программы и подход к преподаванию предметов по специальностям ИТ устарели еще в начале этого тысячелетия. Поэтому, если учиться по ним и только по ним, то, окончив учебное заведение, вы с удивлением обнаружите, что никому не нужны со своими древними знаниями. Министерство образования этим не озабочено — они всегда могут сказать, что учебные заведения имеют возможность изменять учебный план под современные нужды. Вот только последним это неинтересно по ряду причин: 

  1. Уже есть отработанная схема обучения, включающая методические материалы для занятий. Учителя их менять не будут, им за это не платят — они уже привыкли говорить одно и тоже каждый год.

  2. Устаревшая техническая база. Преподаватели обучают на примере технологий, бывших в ходу в 2000-е годы, так что смотреть на Intel Pentium 3 еще придется многим студентам. Преподавательскому составу это удобно, третий пень они отлично знают, а вот про Core i7 многие даже и не слышали. К тому же покупать его техникуму или ВУЗу для студентов невыгодно.

  3. Устаревший преподавательский состав. Если химия, физика, русский язык не требует ежедневного обновления данных для педагога, то предмет «Периферийные средства и компьютерные сети» без этого не может существовать в реалиях нашего мира. Преподаватели — это, как правило, люди кому уже за 50 лет. У них — семья, дети, дача… Ну, когда тут знания обновлять и зачем — ведь есть отработанная схема обучения?

  4. Закрыт доступ для появления крутых спецов с современными знаниями в нашу образовательную структуру. Если бы Стив Джобс решил преподавать в российском техникуме или вузе, он бы расстроился. Нужно высшее образование, вдобавок его крутой предмет поставили бы факультативом на 5-6 пару. А студенты-то едва-едва до 3 пары досиживают — где уж тут… К тому же за одно занятие он бы получил 150 рублей — не шибко разгуляешься на такую зарплату!

  5. Отсутствует заинтересованность в сотрудничестве с предприятиями, куда потом могли бы пойти студенты работать или откуда могли бы прийти специалисты, чтобы дать пару полезных уроков.

Практика

Задача практики: все полученные в процессе учебы знания применить на производстве. Однако, как было ранее сказано, производству знания испокон века не нужны. Поэтому производство привносит в головы студентов современные знания, но и тут не все так идеально. Студенты все еще не отвыкли от еще школьной привычки — хитрить, поэтому часть студентов меняют практику на личные, очень «важные» дела, а отчет по практике покупают. Купить его можно в какой-нибудь левой конторе, где за пару тысяч рублей в отчете по практике напишут, что студент переписал Windows с нуля. Купившие практику этим очень сильно гордятся, а также часто вспоминают о том, что они занимались «важным» делом, пока другие были на практике.

Дипломная работа

По окончанию периода обучения нужно написать дипломную работу и ее защитить. Снова можно схитрить и заказать дипломную работу в какой-нибудь конторе за круглую сумму. Да только студент абсолютно не будет понимать, о чем его работа, и все это вскроется на защите дипломной. Оценка хитреца будет на уровне 3 с минусом (хотя многих это полностью устраивает). Однако есть шанс, что принимающая коллегия из университета или техникума разозлится и вообще лишит студента диплома.

Казалось бы: ну и черт с этими лентяями, я напишу хорошую работу и пройду защиту на «5», но и здесь есть печальные моменты. Учитывайте факт того, что принимающие и оценивающие вашу защиту, могут оказаться теми самыми старичками, которые до этого вас учили по пентиуму 3. И в этом случае есть свой подводный камень: если вы им расскажете нечто очень сложное, вас не поймут и влепят невысокую оценку, назвав всю вашу работу никчемной. Недавний аналогичный пример мне рассказала выпускница одного местного университета, где интересная и полезная дипломная работа на тему виртуализации закончилась оценкой «4» и фразой «ни о чем». Принимающая комиссия не поняла работу, а студент не смог показать ее на примере из-за отсутствия в университете оборудования. Другая студентка рассказала про облачное хранение данных, которое она организовала за пару кликов мыши — и работу оценили на «отлично».

Вывод

СПО, как и раньше, может готовить хороших специалистов для сфер, в которых произошло сильных изменений за эти 20-30 лет: электрики, монтажники, слесари, бухгалтера. Однако учебное заведение такого уровня не может угнаться за направлениями, где изменения происходят каждый день.

Университеты, как и раньше, глушат всех своей скучной и устаревшей теорией. Юристы, экономисты и менеджеры хорошо получаются в университетах, а вот с техническими специалистами в сфере ИТ дела обстоят не слишком радужно. Хотя при крупных университетах нашей страны существуют кружки, где обучается ранее выявленная талантливая молодежь, учат обычно быстрому программированию и решению сложных математических задач. Потом студенты участвуют в международных олимпиадах по программированию и почти всегда побеждают. Попасть в такой кружок смогут лишь единицы, а большинству эти кружки вообще не интересны, так что учиться им придется по олдскульным учебным программам.

Ну и что получается — не ходить учиться в техникумы, университеты, и образование — зло? Конечно же, все не так плохо, и есть положительные моменты. Побывать студентом должен каждый. В учебном заведении, кроме пентиумов 3, еще рассказывается много вещей, связанных с физикой и математикой — и это очень полезно знать ИТ-специалисту. Опять же, есть практика связанная с электрикой, возможность научиться паять. А чего стоит дух студенчества!

Печалит одно — охарактеризовать современных студентов довольно просто.

Маленькая часть студентов за время обучения пытается самостоятельно развиваться вместе с текущим миром, при этом споря и рассказывая преподавателям о новых технологиях, хотя все должно быть наоборот. Ищут себе хорошие место практики, чтобы потом туда пойти работать. Большая же часть ведет себя как школьники и им не интересно это образование. Такие «специалисты» получают свой троечный диплом и после ищут любую работу, чтобы хоть как-то прокормить себя.

 

Жду вашего мнения в комментариях.

Другие публикации по теме:

Комментарии